top of page
  • Фото автораНаталия Сидак

ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ МУЗЫКИ



Известно, что у музыки есть удивительная способность кодировать чувственную жизнь людей в самых тончайших деталях. Хотя музыка известна как «язык эмоций», источники ее воздействия на психологическое состояние слушателей все еще неясны. Ведь в ней все абстрактно - нет строго определенных единиц информации, присущих словам и видимым образам. Именно отсутствие определенности усложняет исследование восприятия эмоций в музыке.


Понятно, что восприятие музыки - это считывание рисунка слышимой информации. Процесс считывания любой информации и создания осмысленного образа требует подходящей системы отсчета. В музыке такой системой является гамма, ступени которой отличаются по звуковысотности и по степени притяжения к первой ступени - тонике. Другими словами, в тональной системе отсчета тоника служит центром притяжения. Можно сказать, что музыка организована как некое гравитационное поле. Переход из одной тональности в другую называется модуляцией. Во время этого перехода слушатели интуитивно следуют за переориентацией гаммы с одной тоники на другую. Именно следуя за потоком тонов, звучащих во времени, человеческий разум распознает чувства.


В музыкальной практике хорошо известно, что модуляции - особенно неожиданные и в дальние тональности - могут производить сильные эмоциональные эффекты. Собственно, мы чувствуем движение благодаря переходам от тональных неустойчивостей к устойчивостям. Этот принцип - воспринимаемое тональное напряжение - оказался соединен с синестетическими ощущениями тепла-холода и яркости-темноты.


Для музыкантов говорить о тепле и яркости гармонии и тембра дело обычное. Как правило, такие сравнения понимаются как метафоры. Но для некоторых людей ощущение определенных звуков напрямую связано с ощущением определенного цвета. Это непроизвольное соединение разных модальностей восприятия, например, смешение слуха и зрения, называется синестезией.


Например, для писателя Владимира Набокова буквы алфавита были цветными по произношению. Для композитора Николая Римского-Корсакова разные тональности обладали определенным цветом. Так, его чудесная симфоническая сюита «Шехеразада» начинается с темы Синдбада-Морехода в ми-бемоль мажоре, то есть, в представлении самого композитора, с цвета морской волны:



Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»,

1-я часть «Море и Синдбад»

Comments


bottom of page